Katherine Belogina (katherinebel) wrote,
Katherine Belogina
katherinebel

Стивен Р.Кови "7 навыков высокоэффективных людей"

PQfLn_iCznQ.jpg

«Успех – это обратная сторона неудачи».

Основатель IBM Т. Дж. Уотсон

«7 навыков высокоэффективных людей» - это известнейший мировой бестселлер среди книг по саморазвитию, личностному росту. Автор книги – специалист по вопросам управления жизнью и руководства, обладатель MBA Гарвардского университета.

Основная идея данной книги: научить читателя эффективно использовать время, решать основные жизненные проблемы путем развития личности.

Тема: книга посвящена системному подходу к определению жизненных целей, приоритетов человека и их достижению, как каждый человек может развиваться и совершенствоваться, чтобы стать лучше.
Актуальность: «non progredi est regredi» - не идти вперед, значит идти назад - движение человека вперед исключает регресс личности и дает возможности от процесса делания дело перейти и прийти к цели. Деятельность должна быть направлена на цель. Многие люди, выполняя какое-то действие, останавливаются на самом действии, не достигая цели. Об успешности можно говорить только в том случае, когда человек достиг цели. Книга актуальна, потому что она учит достигать цели


Книга состоит из четырех частей:

1.      Парадигмы и принципы: изнутри наружу, семь навыков: общее представление

2.      Личная победа: будьте проактивны, начинайте, представлял конечную цель, сначала делайте то, что необходимо сначала

3.      Общая победа: думайте в духе "выиграл/выиграл", сначала стремитесь понять, потом - быть понятым, достигайте синергии

4.      Обновление: затачивайте пилу

В первой части автор дает основную базу для дальнейшего развития, а именно принцип "изнутри наружу" - это означает, что надо начинать с себя. Более того, начинать надо с самой потайной части себя: со своих парадигм (парадигма - "теория", "модель", "представление", " понятие", "система". В общем смысле это то, как мы воспринимаем и понимаем мир) своего характера и своих мотивов. Согласно такому подходу, человек должен в первую очередь начинать работу с себя: например, если человек хочет, чтобы ему верили - ему самому необходимо быть достойным доверия. Основная идея этого принципа по мнению автора: " изнутри наружу" - это продолжительный процесс обновления, основанный на естественных законах, управляющих ростом и развитем человека. Это восходящая спираль роста, ведущая к более высоким формам - ответственной независимости и эффективной взаимозависимости.

В основе 7 основных навыков лежит определения привычки и эффективности. Привычка - это важные факторы нашей жизни. Это устойчивые и часто неосознанные шаблоны поведения, постоянно, день за днем отражающие наш характер и поражающие нашу эффективность или не эффективность. Эффективность заключается в равновесии - "P/PG - балансом", где P - желаемый результат, а PG - ресурсы и средства.                                                              

Навык 1: Будьте проактивны – «Вы – творец. Вы за все в ответе»

Проактивность - это особый вид активности. Основное отличие от реактивного человека заключается в том, что у проактивного человека поведение зависит от решений, а не от окружения. Высокоэффективные люди не уклоняются от ответственности. Такие люди движимы ценностями, причем тщательно отобранными и принятыми. На них влияют внешние факторы: физические, социальные или психологические. Но их реакция на этот раздражитель, сознательный или нет, является выбором, основанным на ценностях.  

Данный навык является личностным. Развивается этот навык путем личного саморазвития, самоанализа и работы над собой. Что он дает? Он дает основу, создает «каркас» для последующих навыков. Для себя я вынесла следующее: раньше я использовала в повседневной речи выражения: «Мне придется это сделать/Я вынуждена это сделать», «Я не могу», «Мне не хватает времени». Таким образом, подобными высказываниями я перекладывала ответственность, то есть я не отвечала за то, что происходило в моей жизни. Теперь я обращаю внимания на свою речь. Я не употребляю такие категоричные выражения. Я говорю: «Я попробую что-нибудь придумать», «Я предпочитаю…», «Я попробую найти альтернативное решение». И действительно, я стала более творчески подходить к решению некоторых вопросов и самое главное, я стала выполнять все обещания, которые даю другим людям. То есть я перестала бояться ответственности за свои слова.

Навык 2: Начинайте, представляя конечную цель – «Все создается дважды»

Начинать, представляя конечную цель – значит начинать с четкого представления и осознания своего жизненного предназначения. Это значит понимать, к чему человек стремится, что позволит ему представлять себе, где он находится в данный момент, и каждый шаг делать в нужном направлении.

Этот навык основан на принципах персонального лидерства. По мнению Питера Друкера и Уоррена Бенниса «Суть управления заключается в том, чтобы делать что-то правильно, а лидерства – чтобы правильно выбрать то, что нужно делать»

Конкретно после прочтения данного навыка для себя я мало что вынесла. Так как я всегда жила по принципу «представления конечной цели». То есть, например, учась в школе, я поставила для себя цель – получить медаль. Я спросила себя: что мне для этого необходимо? Четко поняв, что мне необходимо было учиться на отлично, я расставила приоритет в отношении предметов, поставив на первые места те предметы, которые мне давались труднее всего и на которые мне необходимо было уделать больше всего внимания. Таким образом, имея четкое представление конечной цели, мне стало проще построить принципы достижения этой цели.

Навык 3: Сначала делайте то, что необходимо делать сначала – «Организуйте свои действия на основе приоритетов»

В основе этого навыка лежит эффективное управление временем. Эффективное управление состоит в том, чтобы сначала делать то, что необходимо делать сначала. Причем, лидерство определяет, что «необходимо делать сначала», то управление выполняет это в первую очередь, изо дня в день.

По мнению автора, высокоэффективные люди уделяют в первую очередь время следующим делам:


  1. ·         Профилактические действия, поддержание PG

  2. ·         Установление связей

  3. ·         Поиск новых возможностей

  4. ·         Планирование

  5. ·         Восстановление сил

  6. Данные действия представляют то, что не является срочным, но является важным.

В основе первых трех навыков лежит подлинная личная независимость. Общая победа зависит от взаимоотношения с людьми. А взаимоотношения – это не то, что мы говорим или что мы делаем, а то, каковы мы сами. Стивен Р. Кови вводит понятие эмоционального банковского счета. Это метафора, обозначающая уровень доверия, который был достигнут в отношениях между людьми. Автор вводит шесть главных вкладов, которые пополняют эмоциональный банковский счет:

1.      Понимание

2.      Внимание к мелочам

3.      Выполнение обязательств

4.      Прояснение ожиданий

5.      Проявление цельности личности

6.      Принесение искренних извинений при снятии со счета

Эти вклады позволяют выстраивать доверительные, положительные отношения не только с семьей, друзьями, но также подчиненными.

Для меня этот навык оказался очень интересным, так как в моей работе мне часто приходится отвечать на сообщения, звонки. Я это делала раньше по мере их поступления, в результате, я постоянно отрывалась от срочных дел на ответы на почте. После этого очень трудно возвращаться в работу, тяжело собираться с мыслями. Теперь, я решила регламентировать время на ответы на почту. Я отвечаю на нее как только прихожу на работу и после обеденного перерыва, когда я еще не погрузилась в работу. К сожалению, я поняла, что так четко регламентировать звонки очень трудно и зачастую нет возможности. Еще одним плюсом для меня стало то, что я по совету автора решила все планировать. Причем, я стараюсь это делать как можно более близко по времени. Такое распределение времени дает конечно четкую картину времени. Но я заметила минус. Все равно, посекундное распланировать время невозможно. Бывают срочные события, которые приходится вклинивать в свой график, и не всегда удается четко успевать по времени все выполнять.

Навык 4: Думайте в духе «Выиграл/Выиграл» - Философия взаимодействия между людьми

«Выиграл/Выиграл» - это определенный настрой сердца и ума, направленный на постоянный поиск взаимной выгоды, при всех взаимодействиях людей друг с другом. Это подход, при котором все договоренности одинаково выгодны для обеих сторон. Для людей с подобным настроем жизнь предстает как «арена для сотрудничества, а не соперничества». Данная установка основывается на парадигме, в соответствии с которой успех достигается не за счет другого человека, а приходит с успехом другого. «Это решение не твое и не мое – это лучшее решение, решение более высокого порядка».

Например, на работе мне предлагают выступить на конференции. При этом я знаю, что в день конференции я занята, у меня уже был план работы, который я не могла нарушить. Я не стала находить отговорки. Я нашла человека, который смог заменить меня. Я себе сказала: «Мне нужно найти такое решение, которое устроило бы обе стороны, и меня, и мое начальство». Начальство довольно, что на конференцию едет человек, который способен выступить, а я могу выполнить свои обязанности, запланированные в тот день.

Навык 5: Сначала стремитесь понять, потом – быть понятым – «Понимают лишь те, кто хочет понять» - Бернард Вебер

Эмпатическое слушание – подразумевает совмещение понимания и сочувствия-сопереживания. Подобный навык позволяет действительно понимать других людей. Автор учит слушать других людей, как самих себя, воспринимать их речь и относиться к словам других людей с вниманием и уважением. Это один из ключевых факторов хороших отношений между людьми.

На мой взгляд данный навык необходимо постоянно развивать. Это один из ключевых инструментов личностного лидерства.

Навык 6: Достигайте синергии – «Свобода выражается в творчестве» - С. Булгаков

По мнению автора – этот навык представляет собой деятельность самого высокого порядка - подлинную проверку и проявление всех навыков в совокупности. Например, в случае сложных ситуациях, проактивные люди находят новые, неординарные решения, таких, которых до сих пор не было. То есть это по сути означает, что необходимо стремиться творчески подходить к решению задач, основываясь на изученных навыках.

Навык 7: Затачивайте пилу – «Тот, кто не смотрит вперед, оказывается позади» - Джордж Герберт

Данный навык говорит о том, что необходимо постоянное развитие, совершенствование уже изученных навыков и познание новых. Необходимо постоянно двигаться вперед, последовательно развивать основные ценности: перспективы (духовное измерение), автономии (интеллектуальное), связанности (социальное) и тонуса (физическое). 

Для меня никогда не было вопроса, можно или нельзя остановиться в своем развитии, не делать ничего, потому что уже все сделано, не потому что все мои достижения еще впереди, а потому что я считаю, стремление к развитию, к совершенствованию, движению вперед – это постоянные «величины» в жизни человека. Так я воспитана.

В пении есть такая особенность. Если певец должен держать одну ноту, чтобы зрители воспринимали ее нормально, он должен голосом постоянно ее усиливать. Только тогда, она будет звучать одинаково в начале и в конце ее исполнения. Так и в жизни человека, постоянство в развитии без спадов, определяет движение вперед и дает свои результаты. Древние говорили: «Не идти вперед – значит идти назад». И эта фраза определяет в моем сознании понимание того, как я должна жить. В русской истории и литературе, в истории других стран есть масса примером прогрессов и регрессов. Очень редко говорят о том, что Михаил Юрьевич Лермонтов до 4-х лет не умел ходить. Сначала, чтобы поставить внука на ноги его любимая бабушка расстилала огромный шинельный отрез, на котором он ползал в гостиной и рисовал мелом. Позже, в родовом имении, в Тарханах, она приказала вырыть небольшие окопы, сшить мундирчик для внука и деревенских ребятишек и будущий поэт бегал с деревенскими мальчишками, играл в войну, физически креп. Конечно, это были действия бабушки поэта, которые увенчались успехом. Но будучи подростком, Лермонтов услышал от одной из своих кузин, что ей никогда не понравится молодой человек, который хромает. Она говорила о Михаиле. С этого дня больше никто никогда не видел его хромающим. Все знали, что он физически крепкий человек. Приблизительно та же история была с Байроном. Слаб здоровьем был и Суворов. Лежа в постели, маленький мальчик читал книгу о великом полководце Александре Македонском, который родившись семимесячным, выжил вопреки своим возможностям и тогдашним условиям и стал прекрасным тактиком и политиком. Это не могло не сказаться на характере и мотивации юного Суворова. Он начал работать над собой и стал тем, кем стал для нас – настоящим героем России.

Примером регресса может стать история жизни Наполеона. Сосланный на остров Святой Елены, не имея возможности более участвовать в политике своей страны и быть полезным ей, он очень быстро умер.

Движение вперед должно быть. Причем, учитывая то, что человек живет не в вакууме, а его окружают люди и он является частью общества, его движение только тогда будет обоснованным, правильным, постоянным, когда будет соответствовать целям общества и мотивом его деятельности, в частности, будет одобрено обществом и признанно им. То есть социальная значимость движения человека по жизни очень важна. Возможно, что это определяется некоторыми психологическими факторами. Например, философ Спенсер говорил, что многими поступками людей движет тщеславие и самолюбие. Что ж, пусть будет так, значит самолюбие – двигатель прогресса. Важно, чтобы был этот прогресс. А что движет человеком, высокие благородные цели и помыслы, лишенное всякой материальной составляющей, или честолюбие: стремление к наградам, похвалам, повышениям; это уже вопрос не столь важный. А для меня лично важен внутренний мотив, который дает мне мое воспитание.

Данную книгу можно действительно назвать бестселлером. Она современна и актуальна. Она учит саморазвитию. С одной стороны, в ней излагаются простые истины, которые мы все знаем, которые нам привили с детства. Но плюсом этой книги является то, что здесь они представляются на наглядных жизненных примерах, что позволяет увидеть, насколько данные истины используются в жизни, на совершенно разных примерах: в бизнесе, в семейных взаимоотношениях, в достижении личных целях. Автор сам дает право читателю: или развиваться и прогрессировать, или остаться на той же ступени развития всю жизнь.

К ее прочтению нужно подходить морально готовым человеком. Читать ее нужно внимательно и вдумчиво, тогда можно будет понять всю глубину. И я считаю, что к ней нужно возвращаться как можно чаще, чтобы постепенно учиться переносить примеры из книги на собственную жизнь. Многие примеры долго придется реализовывать, так как необходимо провести переосмысление взглядов и жизненных ценностей.

Кто читал? Ваши впечатления?

Tags: литература
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments