Katherine Belogina (katherinebel) wrote,
Katherine Belogina
katherinebel

Другая "Венера" Эдуарда Манэ

Я не могла не пойти посмотреть собственными глазами на великую «Олимпию» Эдуарда Манэ. Еще в 17 лет, .впервые прочитав про эту картину, когда я погрузилась в вопросы живописи и импрессионизма, я была поражена. Конечно, я думала о том, что увижу ее не в Москве, а в родном для этой картины Париже, в музее Орсе. Но нет, судьба явно была благосклонна. Картину привезли в ГМИИ им.А.С.Пушкина. Поделюсь с Вами впечатлениями.

ukEYb3vDgNE.jpg

Она так прекрасна. Да, она другая по сравнению с «Венерой Урбинской» Тициана, которую изначально взял за основу Эдуард Манэ. Можно представить, как на нее отреагировали в 1865 году в Парижском салоне. Уже заметен слабый импрессионизм, к которому в дальнейшем обратится художник, хотя ее еще относят к реализму.
«Олимпия» (чистой «Венерой» ее не смогли назвать) предстает раскованной женщиной, которая смотрит прямо на зрителя, пронизывающим и холодным взглядом. Естественно, в далеком 19 веке такую работу нелегко было принять, особенно после спокойных и робких глаз Венеры Тициана. Но, пройдя все возможные критики (говорят, на картину плевали посетители), спустя долгие годы, она получила мировое признание и сделала ее автора известнейшим на все времена.

На тициановской картине «Венера Урбинская» дамы на заднем плане заняты подготовкой приданого, что вкупе со спящей собачкой у ног Венеры должно означать домашний комфорт и верность. А у Мане чернокожая служанка несёт букет цветов от фаната — цветочки обычно числятся эмблемой дара, пожертвования. Орхидея в волосах Олимпии — афродизиак. Жемчужные декорации носила богиня любви Венера, украшение на шейке Олимпии смотрится как лента, завязанная на упакованном подарке. Прогнувшийся котёнок с поднятым хвостом является традиционным атрибутом в изображении ведьм, знаком отвратительного предвестия и эротических излишеств. Не считая того буржуа были в особенности возмущены тем, что модель (нагая дама) вопреки всем нормам публичной морали не лежала, робко глядев в небо. Олимпия предстаёт перед зрителем не дремлющей, как джорджоновская Венера, она глядит ему прямо в глаза.

Она такая неприличная, по-настоящему эротичная, дерзкая. Но она красивая. Другая «Венера». Обратная ее сторона.

Как сказал Дега: «Известность, которую Мане захватил собственной Олимпией, и мужество, которое он показал, можно сопоставить только с известностью и мужеством Гарибальди».

Tags: искусство
Subscribe
promo katherinebel december 14, 2015 13:24 123
Buy for 20 tokens
Этот рассказ для меня будет наверное самым трудным из всех постов и даже научных статей, которых я написала за свою жизнь. Поэтому, прошу, отнеситесь к этому понимающе, это очень личное, но я надеюсь, что поделившись, смогу, может кого-то мотивировать, может помочь понять себя. В детстве я была…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 37 comments